2. Пик Тамма, перевал Тамма - Маашей, альплагерь Актру – Перевалка
Добавлено: 09 мар 2023, 22:31
Постепенно набирая высоту, перешли в удобных местах потоки воды, прошли немного вдоль ледника, затем вышли на него. Ледник первое время был открытым, трещины без труда обходились /photos/A2018_08_02/index.html. Сначала визуальным ориентиром служила пара скал (а когда левая не была видна - правая из них). В отсутствие видимости этих скал корректировали движение по навигатору (программа OsmAnd в смартфоне Sony Xperia Z5 Dual E6603, ей же писали треки нашего движения). За 7 часов прошли немного больше 2 км, поднялись на 500 м и, увидев удобное для установки палатки место, остановились на ночь, тем более что погода стала портиться, пошел снег, да и зайти за пик Тамма засветло было нереально.
На следующий день шли, обходя трещины или перешагивая через них, где это было возможно. Через полтора часа подъема на высотах более 3360 м ледник стал закрытым: появился снег, и по мере продвижения выше и выше его становилось больше. На закрытом леднике скорость продвижения снизилась из-за невидимых трещин, хотя их встречалось немного. Еще через 1 час 15 минут поднялись выше седловины перевала Тамма (до 3520 м). Пасмурно. Из двух вариантов – один крутой, но со слежавшимся снегом, другой более пологий, заснеженный – выбрали первый, гарантировавший отсутствие на этом пути лавин. Хорошо отдохнув (30 минут), приготовив веревку, начали подъем с попеременной страховкой. К пику Тамма поднялись еще через 4 часа. Дальше, уже в сумерках, шли по гребню (пик Тамма - пик Буревестник) в связке, держась его правого края, чтобы не идти по наддуву. Через 45 минут спустились с него, место для палатки было вполне подходящее. Расчистили снег и сделали ветрозащитную стенку. Воду топили из снега.
На следующий солнечный день сначала сделали фотоэкскурсию на гребень пик Тамма - пик Буревестник (с гребня на юге видны долина р. Левый Карагем, вершины Металлург и Иикту и другие, на западе – Карагем-Баши, на севере – Актру и другие). Затем траверсировали (в связке) водораздельный хребет ледников Маашей и Правый Большой Актуру (в связке: 6 лет назад при подходе к седловине перевала Маашей на гладком пологом склоне один из нас, тоже в связке, провалился в скрытую трещину на кучу снега, трещина наклонно уходила куда-то глубже) до седловины перевала Маашей (прошли около километра, сбросили 65 м высоты). При этом полюбовались ледником Маашей, вершинами Барс и Карагем-Баши. После привала у седловины перевала Маашей спустились к леднику Левый Большой Актуру, прошли немного по нему до места, где традиционно выходят на боковую морену (еще 3.2 км за два с небольшим часа, сброс высоты 620 м) сняли кошки и пообедали, по морене пришли на Голубое озеро (километр за полчаса, сброс высоты 230 м) и там переночевали. За 6 часов прошли 5.2 км, сбросили высоты 915 м.
В завершающий день похода от Голубого озера по боковой морене дошли до бараньих лбов, спустились и далее вдоль р. Актуру мимо альплагеря дошли до Перевалки, от которой уехали на УАЗе в Курай. За 7 часов (сюда вошло время обеденного перерыва) прошли 13.5 км, потеряли высоты 1080 м.
На следующий день шли, обходя трещины или перешагивая через них, где это было возможно. Через полтора часа подъема на высотах более 3360 м ледник стал закрытым: появился снег, и по мере продвижения выше и выше его становилось больше. На закрытом леднике скорость продвижения снизилась из-за невидимых трещин, хотя их встречалось немного. Еще через 1 час 15 минут поднялись выше седловины перевала Тамма (до 3520 м). Пасмурно. Из двух вариантов – один крутой, но со слежавшимся снегом, другой более пологий, заснеженный – выбрали первый, гарантировавший отсутствие на этом пути лавин. Хорошо отдохнув (30 минут), приготовив веревку, начали подъем с попеременной страховкой. К пику Тамма поднялись еще через 4 часа. Дальше, уже в сумерках, шли по гребню (пик Тамма - пик Буревестник) в связке, держась его правого края, чтобы не идти по наддуву. Через 45 минут спустились с него, место для палатки было вполне подходящее. Расчистили снег и сделали ветрозащитную стенку. Воду топили из снега.
На следующий солнечный день сначала сделали фотоэкскурсию на гребень пик Тамма - пик Буревестник (с гребня на юге видны долина р. Левый Карагем, вершины Металлург и Иикту и другие, на западе – Карагем-Баши, на севере – Актру и другие). Затем траверсировали (в связке) водораздельный хребет ледников Маашей и Правый Большой Актуру (в связке: 6 лет назад при подходе к седловине перевала Маашей на гладком пологом склоне один из нас, тоже в связке, провалился в скрытую трещину на кучу снега, трещина наклонно уходила куда-то глубже) до седловины перевала Маашей (прошли около километра, сбросили 65 м высоты). При этом полюбовались ледником Маашей, вершинами Барс и Карагем-Баши. После привала у седловины перевала Маашей спустились к леднику Левый Большой Актуру, прошли немного по нему до места, где традиционно выходят на боковую морену (еще 3.2 км за два с небольшим часа, сброс высоты 620 м) сняли кошки и пообедали, по морене пришли на Голубое озеро (километр за полчаса, сброс высоты 230 м) и там переночевали. За 6 часов прошли 5.2 км, сбросили высоты 915 м.
В завершающий день похода от Голубого озера по боковой морене дошли до бараньих лбов, спустились и далее вдоль р. Актуру мимо альплагеря дошли до Перевалки, от которой уехали на УАЗе в Курай. За 7 часов (сюда вошло время обеденного перерыва) прошли 13.5 км, потеряли высоты 1080 м.